Что нужно знать о пупочной грыже?

Пупочная грыжа: Причины, устранение, восстановление после операции

Пупочная грыжа относится к одной из наиболее распространённых патологий организма. Среди известных грыж живота это нарушение занимает третье место. При пупочной грыже внутренние органы (кишечник, большой сальник) выходят за пределы передней брюшной стенки через отверстие, локализующееся в области пупка (пупочное кольцо), и проявляется выпячиванием в области пупка, которое исчезает или уменьшается в размерах в горизонтальном положении. Проявления пупочной грыжи зависят от ее величины, размеров грыжевых ворот, выраженности спаечного процесса и сопутствующего ожирения. Грыжи бывают вправляемыми и невправляемыми, когда грыжевой мешок срастается с окружающими тканями при помощи спаек. Пупочные грыжи могут быть врожденными и приобретенными.

Причины формирования пупочной грыжи

Диагностика пупочной грыжи

Пупочная грыжа относится к числу заболеваний, диагностика которых не вызывает проблем. Патология всегда визуально заметна, человек может самостоятельно её увидеть и прощупать. При обнаружении отклонения требуется, как минимум, консультация врача. Визит к специалисту лучше не откладывать, от этого будет зависеть продолжительность и эффективность лечения.
Диагностика начинается с осмотра. Врач ощупывает живот больного и оценивает состояние пупочной зоны. Пациента могут попросить натужиться и покашлять. Беседа и выяснение характера симптомов обязательны. Врач может поинтересоваться, когда было обнаружено выпячивание, как оно себя проявляет и есть ли близкие родственники, у которых наблюдалась подобная патология. Изучив полученные сведения, врач поставит предварительный диагноз.
В случае сомнений, врач может назначить УЗИ мягких тканей пупочного кольца, которое позволяет выявить грыжевое образование, определить его состояние, контуры и размеры. Исследование поможет увидеть орган, оказавшийся в грыжевом мешке, отсутствие или наличие спаек.

Осложнения пупочной грыжи:

Устранение пупочной грыжи

Устраниться самопроизвольно пупочная грыжа может только у детей до 4-5 лет. Взрослым грыжу необходимо удалять, так как пупочное кольцо не способно возвращаться к прежнему размеру форме. Не спасёт даже длительное ношение бандажа. Подобные патологии не лечат таблетками, компрессами и диетами. Восстановить нормальные формы живота и устранить пупочную грыжу возможно только хирургическим путём. Лучшее время для оперативного вмешательства - стадии, когда грыжевое выпячивание ещё вправляется, самостоятельно либо с помощью пальцев. Операции по устранению пупочных грыж называют герниопластикой. Выбор вида операции зависит от размеров и анатомических особенностей грыжевого образования, состояния передней стенки брюшной полости, общего состояния больного и наличия сопутствующих заболеваний. Перед любой операцией пациент проходит тщательное обследование.

Суть операции

Во всех случаях при назначении операции выбор способа удаления грыжи определяют индивидуально. Цель врача - удалить грыжевое образование и исключить рецидивы при наименьшем вмешательстве в организм.
Если ущемление отсутствует, операцию проводят в плановом порядке. Она не требует специальной подготовки пациента и достаточно легко переносится. Врач осматривает больного, назначает обследование и дату госпитализации.
Виды операций (герниопластика):
1) Традиционная пластика местными тканями производится по методам Сапежко и Мейо. Техника проведения: края апоневроза пупочного кольца ушиваются в два слоя, либо в вертикальном, либо в поперечном направлении. В большинстве случаев в ходе данных операций приходиться удалять пупок, а у больных с ожирением возможно удаление избыточного жирового фартука.

Основные недостатки операции:
- длительный период реабилитации (ограничение физической нагрузки до 1 года);
- большой риск рецидива грыжи (повторного появления грыжи на этом же месте).
2) Пластика с применением сетчатых полипропеленовых имплантов. Существует два способа установки сеток.
а) Сетка помещается над апоневрозом (над пупочным кольцом), непосредственно под кожей. Такая операция выполняется в тех случаях, когда невозможно ушить грыжевые ворота из-за их больших размеров.
б) Сетка помещается под апоневроз (под пупочное кольцо). Это наиболее оптимальный способ лечения пупочной грыжи. Недостатков у данного метода оперативного лечения нет.
Преимущества:
короткий период реабилитации (не более 1 месяца даже для спортсменов);
низкий процент рецидива (менее 1%);
операция выполнятся под любым видом анестезии.
Обычно операция длится 45-60 минут.
При «амбулаторной хирургии» больной после операции, находится под наблюдением около 3-4 часов, затем ему выдают рекомендации и он отправляется домой. Как показывает практика, при домашнем уходе резко снижается процент послеоперационных инфекций. На перевязку необходимо будет явиться на второй день после операции, и на седьмой день для снятия швов, если применялись рассасывающиеся нити, то в снятии швов нет необходимости. Уход за послеоперационной раной сводится к ежедневной смене повязок и обработке раны обеззараживающими средствами, для профилактики инфекционных осложнений. Амбулаторное лечение не подходит для пациентов с большими грыжами и с сопутствующими заболеваниями, также требующими оперативного вмешательства.

Восстановление после пластики грыжи — реабилитация

Как только исчезнут боли, пациент может постепенно возвращаться к прежней жизни. Но о полном восстановлении трудоспособности можно говорить не ранее, чем через 6 месяцев после операции. Хотя эти сроки варьируются и зависят от способа и объёма герниопластики, индивидуальных особенностей организма.

Послеоперационная реабилитация включает такие мероприятия:

Точное выполнение предназначений врача даст возможность восстановится в кратчайший срок и без осложнений.